Программы управления организацией в кризисных условиях

"Применение теории ограничений" - презентация, посвященная TOC (в формате pdf):
ОТКРЫТЬ ПРЕЗЕНТАЦИЮ, часть 1 (~2 mb)
ОТКРЫТЬ ПРЕЗЕНТАЦИЮ, часть 2 (~2 mb)

Любая компания в процессе своего развития рано или поздно сталкивается с кризисом (***ниже приводится соответствующая трактовка определения «кризиса»). Предлагаемые нами программы предназначены для организаций, переживающих кризисную ситуацию, и позволят их руководителям, в первую очередь, реализовать комплекс мер по нейтрализации угроз кризиса для компании, во вторую, повысить эффективность деятельности компании, снизить её издержки, найти и воспользоваться возможностями, предоставляемыми кризисом.

Наши программы ориентированы на компании, сталкивающиеся с глобальными экономическими кризисами (в экономике, в стране, в мире), с отраслевыми кризисами (наравне со своими конкурентами), с внутренними кризисами в самой компании (проблемы роста, ошибки управления).

Типичными проявлениями кризисной ситуации являются:

• значительное снижение маржи (по разным причинам, например, из-за снижения объемов продаж или рыночной цены), которая уже не покрывает расходов компании, завышенных в результате неэффективной хозяйственной деятельности;

• непредвиденные события, влекущие за собой нарастающий ком проблем: клиенты задерживают платежи, поставщики начинают требовать предоплаты и сокращения объема задолженности, ключевые сотрудники начинают искать работу на стороне, объемы продаж падают, а расходы растут;

• стремительные изменения окружающей среды и возросший уровень неопределенности, сильно затрудняющие принятие управленческих решений: прежние подходы в изменившихся условиях больше не работают, а для генерации новых подходов у руководства отсутствует понимание всей совокупности действующих факторов. Потеря актуальности прежних целей, и затруднения в формулировании новых, вызванные отсутствием понимания ближайших перспектив: какие оперативные планы ставить подразделениям, насколько они выполнимы, какие результаты получит компания при их выполнении или срыве.

Для руководителей, столкнувшихся с подобными ситуациями, мы разработали два формата решений – антикризисные действия и системные улучшения, в зависимости от того, насколько далеко руководство компании готово пойти по пути изменений.

Первая программа – «Антикризисная стабилизация» предлагает организациям, находящимся в критической ситуации, требующей немедленных действий, набор антикризисных мер, способных принести очень быстрые результаты, пусть несистемные и неустойчивые во времени. Цель этих мер – удержание компании «на плаву». Эта программа включает следующие этапы:

Анализ ситуации: причин возникновения кризиса, особенностей бизнеса компании, оценка структуры ее затрат с целью разработки неотложных мер, нацеленных на поддержание функционирования организации;

Реорганизация текущих процессов с целью устранения наиболее крупных потерь, сокращения расходов, используя методы «бережливого производства» (lean production);

Создание наиболее важных механизмов антикризисного управления, осуществляемого в условиях полной или частичной неопределенности.

Вторая программа – «Антикризисное развитие» предлагает построение специальной системы управления, которая позволит руководству компании активно управлять кризисами, например, избегая или провоцируя их по мере собственной необходимости. Эта программа включает следующие этапы:

Построение системы выявления, идентификации и оценки неопределенностей – сценариев событий, ситуаций, действий, способных привести к любому из фиксированного множества исходов с неизвестной степенью вероятности. Данная система позволит анализировать происходящие изменения и разрабатывать варианты реагирования на них. В совокупности с правильно функционирующей планово-бюджетной системой это позволит не только иметь детальный (вплоть до оперативных задач) план действий на каждую кризисную ситуацию, но и понимание того, как при этом изменится финансовый план и среднесрочные стратегические цели компании;

Построение системы управления рисками, позволяющей на регулярной основе выявлять риски, производить их оценку и анализ взаимного влияния, поиск и реализацию мер по управлению рисками. Данная система позволит не только осознанно и планомерно управлять рисками компании, но и управлять бизнесом (финансовыми планами, существующими и планируемыми бизнес-направлениями, филиалами и обособленными подразделениями) с учетом поправки на генерируемые им риски;

Построение планово-бюджетной системы (ПБС) или реорганизация существующей, нацеленной на детализацию до оперативных планов общих решений по изменению направлений развития компании, балансировку этих планов с учетом бюджетов расходов. Данная система позволит выстроить и поддерживать в актуальном состоянии систему оперативных планов, подкрепленных бюджетами и нацеленных на планомерное управление Компанией в условиях кризиса. Более того, механизм ПБС позволит принимать решения с учетом финансового прогноза последствий этих решений, в том числе, скорректированного на уровень рисков;

Реализация мероприятий по устранению потерь, сокращению расходов, связанных с поддержанием видов деятельности, не создающих потребительской ценности, построению «вытягивающих» процедур и процессов, используя методы «бережливого производства» (lean production). Результатом этих работ может стать изменение конфигурации бизнеса с целью существенного снижения расходов, повышения рентабельности, ликвидности и удовлетворенности клиентов;

Внедрение принципов антикризисного управления в условиях полной или частичной неопределенности взаимодействия менеджеров компании с внешней и/или внутренней средой позволит скорректировать систему управления и сам бизнес компании с учетом текущих кризисных явлений, создать механизмы эффективного управления в кризисных условиях;

Разработка программы антикризисных мер, состоящей из наиболее важных мероприятий антикризисного управления, нацеленных на получение первых положительных результатов по повышению ее финансовой устойчивости и управляемости.

Как показывает наш опыт, в большинстве случаев, система управления компаний выстроена без учета возможности наступления сколько-нибудь серьёзных кризисов и не рассчитана на осуществление бизнеса в таких условиях. Описанные программы позволят нашим клиентам построить систему управления, которая позволит Компании успешно преодолевать кризисы, выходя из них более сильной, обновленной, нацеленной на новые возможности, а также помогут избежать типичных ошибок адаптации систем антикризисного управления под конкретную организацию, её специфику и корпоративную культуру. Предлагая свои услуги по построению систем антикризисного управления в Вашей организации мы опираемся на собственный опыт в проведении подобных проектов в компаниях из разных отраслей экономики, а также на лучшую мировую практику антикризисного управления, повышения операционной эффективности, риск-менеджмента и «бережливого производства».

***Кризис от греч. krisis — решение, поворотный пункт, исход. Насколько часто приходится сталкиваться компаниям с кризисом? Является ли такая ситуация чем-то исключительным, например, великая депрессия или текущий финансовый кризис, происходящим раз в жизни, да и то не каждого поколения? Или все же кризисы случаются чаще? Например, стоит ли считать кризисом уход ведущего специалиста или длительное снижение прибыли, увеличение накладных расходов, невозможность осуществлять расчеты с поставщиками? Если рассматривать кризис как переломный момент, переходное состояние, обострение, то любая опасно неустойчивая ситуация, способная привести к непредсказуемым изменениям, из которой нет четко продуманной программы выхода, предотвращения или минимизации потерь, является кризисом. Такого рода ситуации, когда компания вдруг сталкивается с проблемами, отсутствием понимания их причин и действенного решения, случаются достаточно часто. Развитие любых систем, больших, например, мировой финансовой системы или транснациональной корпорации, или малых, например, рыночного киоска, происходит через кризисы. Других вариантов развития нет, поэтому для любой организации, претендующей на рост и развитие, в отличие от стагнирующих или умирающих компаний (к которым, кстати, кризисы все равно приходят, не зависимо от их желания), использование специальных антикризисных форм управления должно стать регулярным явлением.

mail@b2b-group.ru

Создание сайта —
студия BlackBox
Copyright © b2b-group При копировании информации, ссылка на источник обязательна. Полное либо частичное копирование информации с этого сайта на другие ресурсы разрешено только при наличии видимой ссылки на наш сайт.