Кризис это риск или неопределенность?

Характерной чертой любого кризиса является фундаментальная ошибка подмены понятий рисков (known know) и неопределенности (unknown unknown) - в том определении, которое им дал один из основоположников современного риск-менеджмента Френк Найт в своей книге «Риск, неопределённость и прибыль».

Неопределенность невозможно не только просчитать, но даже точно предвидеть факт, что какое-то событие может наступить. Невозможно дать его четкое описание. Черный лебедь. Основной проблемой «черного лебедя» является то, что кто-то конкретный не мог предвидеть такого события - и для него случился «черный лебедь».

Пример №1. Хедж-фонд LTCM в кризис 1998 года.

Сказать, что руководители фонда, возглавляемого авторами моделей ценообразования опционов Блэка-Шоулза Майрон Шоулз и Роберт Мертон, или основатель фонда Джон Мериуэзер - бывший вице-председатель и руководитель отдела торговли облигациями Salomon Brothers - не разбираются в рисках, просто язык не поворачивается. В фонде работало 2 нобелевских лауреата по экономике и более 40 докторов наук в области экономики. Изначально компания показывала годовую доходность свыше 21 % после уплаты налогов в первый год, 43 % — во второй год и 41 % — в третий год. С рисками там было все очень хорошо. Однако в 1998 году она потеряла 4,6 млрд долларов США менее чем за четыре месяца после финансового кризиса в Азии 1997 года и российского дефолта 1998 года.

Неопределенность. В общем случае, неопределенность не управляется моделями и методами управления рисками. Результат попытки такого управления - фонд был окончательно ликвидирован в начале 2000 года.

Пример №2.  Джон Полсон.

Джон Полсон прославился в 2007 г., когда сыграла его ставка против рынка ипотечных облигаций США, и фонд Advantage Plus заработал 158,5%. В 2008 г. доходность Advantage Plus составила 37,6%, в 2009 г. – 21,5%, в 2010 г. – 17%. Сам Полсон в 2010 г. стал богаче на $5 млрд – это крупнейший заработок в истории. Кризис 2007-09 годов (когда, собственно, и прославился мем «черный лебедь») сам крах ипотечных закладных, Lehman Brothers, AIG - как ни странно далеко не для всех оказался этим пресловутым «черным лебедем». Были и те, кто заработал себе на жизнь в этот период.

В чем разница?

Все просто. Для того, кто не пытается управлять неопределенностью как риском (по моделям и статистике, которые теряют смысл в этот момент) неопределенность создает возможности. Те возможности, которые не требуют много вложений. Главное ими воспользоваться. Джон Полсон начал собственный инвестиционный бизнес со скромной суммой в 2 млн долларов. В масштабах Уолл-стрит 1990-х, она вполне сопоставима с несколькими долларами, которые были у эмигрантов, прибывающих в Нью-Йорк и Бостон с большой американской мечтой в конце XIX века. Те возможности, которые не найдешь в отчетах консультантов и успешном опыте конкурентов. Потому что они появились тогда, когда их почти никто не видит. Неопределенность требует открытых глаз, живого интереса ко всему, что происходит вокруг и отчаянной смелости не пойти за толпой, когда все ринутся в панике, ведомые рисковыми моделями, испугом и отчаянием. Как ни странно, шанс остаться в живых и не погибнуть в давке именно таков.

«Не забывайте, что жизнь сама по себе — удивительное везение, редкое событие, случайное происшествие гигантского масштаба. Представьте себе пылинку рядом с планетой в миллиард раз крупнее Земли. Пылинка — перевес в пользу вашего рождения; огромная планета — против него. Так что бросьте психовать по пустякам. Не уподобляйтесь тому брюзге, который, получив в подарок дворец, жалуется на плесень в ванной. Помните, что вы — Черный лебедь.» Н. Талеб


Станислав Тульчинский tulchinsky@b2b-group.ru

mail@b2b-group.ru

Создание сайта —
студия BlackBox
Copyright © b2b-group При копировании информации, ссылка на источник обязательна. Полное либо частичное копирование информации с этого сайта на другие ресурсы разрешено только при наличии видимой ссылки на наш сайт.